Продолжая серию бесед с шахматистами, прибывшими на Кубок РГСУ Moscow Open-2014 из других стран, мы пообщались с польским гроссмейстером Матеушем Бартелем. Нельзя не отметить, что повышенный интерес представителей Польши к нашему фестивалю в этом году вызвал наш обратный интерес к самим игрокам. Матеушу оставалось лишь обеспечить нам повод для беседы, с чем он отлично справился, войдя после пятого тура в число лидеров турнира «А».
- Матеуш, поздравляем с сегодняшней победой. 4,5 очка из пяти – хороший результат!
- Спасибо. Да, хотелось бы играть побольше таких партий. В третьем туре у меня была выигранная позиция, но в итоге получилась ничья. Расстроился немножко, но все же 4,5 очка за 5 партий неплохой результат.
- Какой раз вы участвуете в Moscow Open?
- Второй раз. Я играл на фестивале 2 года назад, в 2012 году. Тогда я не очень хорошо выступил, проиграв Юрию Елисееву в последнем туре, оказался примерно на тридцатом месте таблицы.
- Но вскоре вы компенсировали это…
- Да-да-да. Я тогда пожертвовал себя в Moscow Open, чтоб выиграть «Аэрофлот-опен». Но в этом году «Аэрофлота» нет, поэтому я могу позволить себе и на Moscow Open хорошо играть (смеется).
- Чем обусловлен такой большой интерес шахматистов из Польши в этом году к нашему фестивалю? Вы, Бартош Сочко в турнире «А», Камиль Драгун среди студентов-гроссмейстеров…
- Нас приехало много, а могло приехать и еще больше. В стартовом листе стоял еще Камиль Митонь, но в последний момент он не смог приехать. Просто турнир очень сильный, много хороших шахматистов-гроссмейстеров играют. Конечно, побольше бы таких турниров. У меня в данное время года две альтернативы либо: «Гибралтар-опен», либо в Москву. В прошлый раз на Гибралтаре мне не очень понравилось и я плохо играл, поэтому теперь я решил сюда приехать. Я в России очень хорошо себя чувствую.
- Много раз бывали у нас в гостях?
- Я думаю, больше десяти. Играл в Ханты-Мансийске, Москве, Питере…
- А когда русский выучить успели?
- Я всю юность занимался с русским тренером Виктором Савельевичем Желяндиновым (Заслуженный тренер Украины - ред.). Он говорит только по-русски, так что у меня не было выбора, надо было выучить ваш язык.
- А сейчас занимаетесь с тренером?
- Сейчас реже. Чаще мы работаем с коллегами по сборной Польши, у нас бывают сборы, иногда мы сами просто так встречаемся.
- Каковы успехи польской сборной?
- У нас выдающаяся женская сборная, которая в прошлом году успешно выступила на чемпионате Европы. А вот мужчины играют плохо. Я на чемпионате Европы хорошо сыграл, а команда играла плохо. Два года назад в Стамбуле на Олимпиаде я провалил турнир, проиграл четыре последние партии, зато команда играла хорошо. Но из-за меня заняли 12 место. Не могу никак с командой общий язык найти (смеется).
- Так может вам пора начать тренироваться с женской сборной?
- Я был на краткосрочных сборах с Моникой Сочко и Иветой Райлих. Но к сожалению, с ними пересекаемся нечасто, времени не очень хватает… Но, конечно, Бартош Соцко имеет возможность чаще тренироваться с Моникой, ведь она его жена.
- Что, помимо шахмат, сейчас приоритетно в Вашей жизни?
- Ремонт. В прошлом году я, наконец, купил квартиру, кстати, составляющую часть покупки которой составил и приз с Аэрофлота-2012. А сейчас мы с женой доделываем ремонт и покупаем все необходимое… Точнее я по большему счету только деньги даю, а жена решает, что покупать и где что должно стоять (снова смеется).
- Матеуш, я знаю, что в определенный период времени мы были моим коллегой, журналистом. Как поживает Ваш шахматный журнал «Mat»?
- Я передал журнал шахматной федерации Польши, решив, что у меня нет времени на стопроцентное выполнение работы по нему. Однако я там числюсь главным редактором, в федерации считают, что это классно (смеется снова). Конечно, я пишу туда статьи, но уже далеко не так часто, как раньше. Так что можно сказать, что чуть-чуть мы с Вами коллеги.
- А наш сайт вы читаете?
- Да, читаю. Правда, читать по-русски я очень быстро устаю.
- У нас есть и английская версия!
- О! Отлично. Теперь я еще чаще буду проверять сайт и ждать публикации нашей беседы!